вторник, 22 декабря 2015 г.

Война и нефть, нефть и война.

На сегодняшний день две эти темы — самые главные для нас, и еще долго будут главными. Начнем с нефти. Она падала практически непрерывно с 24 ноября и эту неделю завершила на отметке 37,71 доллар за баррель. Явление для нас весьма печальное, поскольку от цены на нефть зависит благополучие всей страны, и в этом стоит детально разобраться, чтобы понять, как будут развиваться события дальше, что же будет с Родиной и с нами.
Для понимания стоит обратить внимание на два факта. Первый: последнее время, по крайней мере несколько месяцев, торги нефтью проходили по одной и той же схеме: в азиатскую и европейскую сессию нефть падала, а в американскую — росла, иногда очень значительно. Притом поводы для роста были часто смехотворными, например мизерное сокращение запасов в США. А в эту пятницу нефть неожиданно упала именно в американскую сессию. Второй: американцы изо всех сил поддерживали свою сланцевую нефтедобычу, за этот год, несмотря на падение цен и резкое сокращение числа буровых установок добыча сократилась незначительно. А тут вдруг пошли новости о том, что добыча будет резко сокращаться, что в сторону сокращения пересматриваются запасы нефти на сланцевых месторождениях. Чувствуете связь?

Нефть

Вернемся немного назад и вспомним, с чего началось падение в прошлом году? С решения ОПЕК не уменьшать добычу, в то время как уже было видно, что спрос отстает от предложения. Сразу появились конспирологические предположения, что американцы договорились с саудитами порвать экономику России в клочья, как потом сказал Обама. Возможно сговор был. Но возможно и не было. Саудиты просто не желали никому уступать свою долю рынка, да и сейчас не желают. Поэтому не снижают, а наращивают добычу. А вслед за ними это делают все остальные.
Но вот незадача: самая дорогая нефть — сланцевая. Американцы как никто знают это, поэтому после того, как нефть упала ниже 50-ти в январе этого года они начали спекулятивную биржевую атаку на цену нефти (уж что — а биржи они контролируют — в определенных пределах конечно) и сумели довести цену почти до 67 долларов в мае. Однако к тому времени превышение предложения над спросом достигло таких масштабов, что несмотря на все усилия нефть покатилась вниз. Потом было еще много попыток приподнять цену (американцам нужно было минимум 40-50 долларов чтобы не умерли сланцы), но после кратковременного подъема она неизменно опускалась еще ниже.
Со стороны могло показаться, что нефть колеблется хаотично и в принципе может пойти как вниз, так и вверх (вспомним заявления Сечина, Улюкаева и иже с ними). Однако я давно уже пишу и в Хрониках, и в Новостях, что при нынешнем росте добычи и сокращении потребления (данных о потреблении у меня не было, однако на фоне падения мировой экономики такой вывод сделать несложно) у нефти только один путь — вниз. Ну и как обычно это бывает, после того как заполнились все хранилища и всем стало понятно, что нефть просто некуда девать, цена стала падать неудержимо. Последний гвоздь в … ну неважно куда, забил опять же ОПЕК, в очередной раз отказавшись от снижения квот на добычу.
В свете этого становится понятным прекращение попыток приподнять цену и разговоры о сокращении сланцевой добычи. Американцы поняли, что сланцы уже не спасти. Теперь перед ними встает естественная в этих условиях задача: минимизировать свои потери и использовать сложившуюся ситуацию чтобы как можно больше насолить конкурентам, и прежде всего конечно России. Первый пункт нам просто неинтересен. а по второму можно с большой долей вероятности предположить, что они не только не будут больше препятствовать падению цен, но и возглавят это движение.
В самом деле, мечта Обамы порвать экономику России — это серьезный аргумент в пользу того, что Америка, используя все свои возможности, постарается обрушить цены еще больше. И для этого в числе прочих может использовать такой механизм, как увеличение ставки ФРС. На самом деле есть миллион аргументов за увеличение ставки и столько же против. Но возможность уронить сырьевые рынки и ввергнуть в хаос сырьевые экономики может в текущих обстоятельствах стать очень весомым аргументом.
Что происходит с ценой в свободном падении мы тоже знаем. Она всегда пролетает точку равновесия спроса и предложения, затем отскакивает и опять пролетает, но уже двигаясь вверх, постепенно колебания затухают и цена «устаканивается». Где сейчас эта равновесная точка сказать трудно, поскольку рынок сильно перегрет. Силуанов, к примеру, считает что около 30 долларов. Аналитики не помню какого крупного западного банка говорили о 20. Можно в первом приближении на эти цифры ориентироваться: 20-30 долларов за баррель. В этом случае нижняя точка падения цены с учетом проскока может составить 10-20 долларов за баррель.
К чему я это все считаю? Эмпирически, на основании наблюдения за ценой нефти и курсом рубля выведена формула рублевой цены: для наполнения бюджета рублями в нужном объеме бочка нефти должна стоить 3400 рублей. Следует также учесть, что при низких ценах на нефть возрастает роль других источников бюджетного наполнения, поэтому возьмем меньше — 3000 рублей. Отсюда несложно подсчитать, что при цене 30 долларов за бочку доллар у нас должен стоить 100 рублей. А если бюджет подвергнут секвестру, урезав скажем на 5%, то все равно получается 95 рублей за доллар. Ну а дальше прикидывайте сами, какие цены будут в магазинах при таком курсе.
Кстати, по этой формуле сейчас доллар должен стоить больше 70 рублей, но он до сих пор не достиг даже 70. Причина — чисто политическая. Последнее время высшее руководство усилило разговоры о том, что пик кризиса пройден, наметился рост и т. д. — в связи с чем видимо и связано стремление ЦБ всеми силами удержать курс ниже психологической отметки 70 рублей. Забавно будет посмотреть, как сменится риторика уже в ближайшие дни, а также как будут корректировать курс рубля. Если последние дни рубль не падал даже при значительном падении нефти, то с этой недели наоборот — будет падать даже если нефть слегка подорожает.
Сбудется ли мечта Обамы: порвать экономику в клочья, вызвать массовые народные выступления и сместить режим Путина? Конечно нет. Он просто не знает Россию. Это в Америке, попробуй он повысить цены на 10%, народ выйдет бунтовать. А нам каждый год ЖКХ на 10% повышают — и ничего. В России даже при 100% повышении все спокойно будут сидеть дома. От имени народа побунтуют белоленточники, которым как раз эти 100% ни о чем — с ними власть справится легко, Путин — это же не Янукович. Посмотрите на Украину, до какой степени нищеты они докатились — а бунтов нет. И у нас не будет. Поэтому Обамкиным надеждам сбыться не суждено. Скорее своими действиями по усилению всеобщего хаоса он раскачает собственную экономику и подведет ее к краю.

Война

У каждой стороны две медали. Кроме давления на Россию низкие цены еще и хоронят американскую сланцевую нефтедобычу, которая сократится в разы. Возникает вопрос — откуда брать выпадающую нефть. И взор Америки неизбежно устремится к Ближнему Востоку, где уже вовсю хозяйничает Россия. Наверняка Обама спохватится и усилит конфронтацию в попытках сохранить за Америкой контроль за нефтеносным районом. Очень вероятна попытка втянуть Россию в масштабную войну. Сами американцы не горят желанием повоевать, но могут подставить ту же Турцию. В любом случае нефть просто так они не отдадут.
Обращает на себя внимание тот факт, что Путин распорядился предельно жестко отвечать на любые угрозы нашей безопасности в Сирии. Это конечно правильно: в этом регионе понимают только силу, слова бесполезны, они демонстрируют слабость. Но все мы знаем, как начинаются драки: сначала словесная перепалка, потом один другого толкнул, тот в ответ ударил и понеслось. Точно так же начинаются и войны.
Еще один источник военной опасности — Украина. Недавний визит Байдена не предвещает ничего хорошего: именно после его визитов обстановка там всегда обостряется. Тем более внутриполитическая обстановка в Руине подталкивает хунту к войне. Возможно, что в этот раз России не удастся остаться в стороне: Дикое Поле надо будет брать под свой контроль.

Подводим итоги

Вот уже почти три года мы пытаемся объяснить всем, кто сюда заходит, что приближаются трудные и смутные времена, и к жизни в новых условиях нужно готовится заранее. Сейчас можно с полной уверенностью сказать, что эти времена уже настали. Крайне низкая цена на нефть и реальная угроза войны (а любая война и даже просто подготовка к ней — это огромные затраты) сильно сократят благополучие государства и всех его жителей. Небольшой жирок, накопленный за тучные годы, быстро улетучится, и каждый из нас останется с тем, что он может противопоставить росту цен и тарифов, снижению пенсий и зарплат, безработице.
Те, кто внял нашим советам, или самостоятельно понял, каким будет ближайшее будущее и соответственно подготовился, будет непросто, но благодаря принятым мерам — сравнительно легко.
Тем, кто как наше правительство, тянул до последнего, надеясь что как нибудь пронесет, что не может нефть быть дешевой, по крайней мере долго не может, вот поднимется цена и все само собой образуется — вот им, как и правительству, теперь предстоит в условиях критической нехватки времени и средств пытаться наладить свое «импортозамещение» и независимость от внешних источников. Удастся ли? Наверняка не всем. Но это уже их дело, надо было думать своей головой, а не полагаться на мнение из телевизора.
Еще один важный момент в понимании психологии «как-нибудь проживем». Очень многие жители нашей страны еще с советских времен привыкли надеяться на государство: дескать государство обязано о нас заботиться и не даст нам пропасть. К великому сожалению очень скоро они убедятся, что не следует принципы социалистического государства переносить на капиталистическое. Все эти пенсии, пособия и прочие социальные льготы очень быстро обесценятся, а затем превратятся в фикцию и будут просто упразднены. Можно сколько угодно орать в мегафон и трясти плакатами типа «дайте нам достойную пенсию (пособие, льготу, компенсацию — нужное подчеркнуть) — если у государства не будет денег даже на зарплату чиновникам — откуда оно возьмет вам? Все те, кто свято верит в помощь государства, в итоге окажутся у разбитого корыта. И поневоле вспомнят бессмертный принцип: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий