четверг, 22 января 2015 г.

Культурное наследие Азербайджана. Мугам


Мугам - это форма национальной музыки, принадлежащая народам Востока. Мугам составляет основу Азербайджанской народной музыки. Существует семь основных мугамов Азербайджанской музыки: «Раст», «Шур», «Сегях», «Шюштер», «Чахаргях», «Баяты-Шираз», «Хумаюн». Мугамы отличаются друг от друга оригинальностью сути и музыкальным характером. Уз. Гаджибеков в научно-теоретической книге «Основы Азербайджанской народной музыки» расценивает настроение которое прививает слушателю мугам следующим образом:
«Раст» рождает в слушателе чувство бодрости и смелости, «Шур» – веселое, лирическое настроение, «Сегях» – чувство любви, «Шюштер» – глубокую печаль, «Чахаргях» – возбуждающее и волнующее чувство, «Баяты-Шираз» – грусть, «Хумаюн» – глубокую горечь, печаль.
Мугам исполняет трио сазандариев (исполнителей) – тарист, кяманчист и ханенде (солист) с ударным инструментом дэф (напоминает бубен). «Инструментальными мугамами» называются мугамы, исполняемые на азербайджанских народных инструментах соло. Произведения азербайджанских композиторов своими корнями связаны с мугамом. Это характеризует их национальное своеобразие. Фикрет Амиров создав в 1948-м году симфонические мугамы «Шур», и «Кюрд Овшары» заложил основу жанра симфонического мугама в мировой музыкальной литературе. Симфонический мугам «Раст» (1949) видного композитора и дирижера Ниязи также является произведением данного жанра. 

Мастера мугама
История азербайджанского музыкального искусства включает немало виднейших исполнителей, мастеров мугама. Среди них видные мастера XIX века – прославленные Саттар, Хаджи Хусю, создавшие мугамную школу. Надо особо отметить имена видных мастеров мугамного искусства ХIX века Саттара, Хаджи Хусю, Мешеди Иси, Алескер Ширина, тариста Садыгджана и других, а в начале ХХ века Джаббара Гарйагдыоглу, Мешади Джамиль Амирова, Саида Шушинского, Кечачи оглы Магомеда, Мешади Магомеда Фарзалиева, Ислама Абдуллаева и других. Хан Шушинский, Зульфи Адыгёзалов, Хашим Кялантарли, Гусейнгулу Сарабский, Хагигат Рзаева, Сурайя Гаджар, Фатма Мухтарова – прославленные исполнители, жившие в начале ХХ века. Среди инструментальных исполнителей мугама этого периода необходимо отметить Гурбана Пиримова, Мансура Мансурова, Ахмеда Бакиханова, Бахрама Мансурова и других.  

Симфонический мугам.
Этот жанр создан в 1948-м году композитором Фикретом Амировым. Основная особенность жанра заключается в том, что здесь сохраняется присущий мугамному дестгяху постепенно возвышающийся принцип развития, его композиционное строение, линия драматургического движения, в то же время в развитии мугамных мелодий использованы стили симфонической разработки, яркой оркестрации. 
Многие Азербайджанские композиторы обращались к этому жанру. Ниязи создал симфонический мугам «Раст», С. Алескеров – «Баяты - Шираз», Ф. Амиров – «Гюлистан Баяты-Шираз», Т. Бакиханов «Хумаюн», «Нева», «Рахаб» и другие. 

Зарби мугам - это вокально-инструментальный жанр в Азербайджанской традиционной устной профессиональной музыке. Зарождение, формирование и развитие зарби мугамов связано с исполнением ансамблей ханенде и сазенде. В текстах Зарби мугамов используются газели, а также баяты и гошма поэтов классиков. В исполнительской практике азербайджанского мугама широко распространенные зарби мугамы: «Хейраты», «Менсуриййе», «Семайи-Шемс», «Овшары» (Эфшары), «Аразбары», «Хейдари», «Гарабаг шикястаси», «Кясма шикяста» и т.д.

«РАСТ»
«Раст» считается матерью всех мугамов. Он обладает древней историей. До сих пор из 12 основных мугамов классической Восточной музыки Раст единственный, кто противостоял времени и влиянию всевозможных печальных событий. Мугам «Раст» состоит из нескольких разделов. Самые главные из них «Маейи - Раст», «Ушшаг», «Гусейни», «Вилаяти», «Эраг» и «Пянджгях». 

«Шур» 
Объем этого мугама достаточно велик, как и объем мугамов «Раст» и «Чахаргях». Имеется много его разделов. Разделы «Маейи - Шур», «Шур - Шахназ», «Баяты - Гаджар», «Шикястеи - Фарс», «Симан - Шамс», «Хиджаз», «Сарендж», входящие в состав дестгяха (всего мугама) «Шур», обладают более глубоким содержанием, законченным строением и формой.   
«Сегях» 
Один из основных мугамов, широко распространенных в Азербайджане, обладающий глубокими национальными особенностями. Ханенде и инструменталисты исполняют мугам «Сегях» во многих вариантах: «Орта Сегях» («Забул сегях», Средний Сегях), «Сегях Мирза Гусейна». Они отличаются названием  и тонической основой. Тем не менее, их объединяет один и тот же лад. «Сегях» состоит из 4 разделов: «Майеи - сегях», «Шикястеи - фарс», «Мюбаррига» и «Эраг».

«Шуштер» 
Самый маленький по объему мугам, по сравнению с остальными. В основном он состоит из разделов «Майеи Шюштер» и «Таркиб». Как и другие мугамы Шуштер при исполнении в форме дестгяха (т.е. целиком) он начинается вступлением «Бердашт», его объем расширяется за счет ряда цветов и теснифов. В настоящее время мугам «Шюштер» чаще исполняется в инструментальном варианте, и в особенности на кяманче.

«Чахаргях» 
Мугам «Чахаргях» известен и любим как жемчужина классического искусства. Отличается своим активным борцовским духом. Музыка мугама «Чахаргях» очень богата контрастирующими интонациями. В разделе «Маейи - Чахаргях» художественный образ наиболее интенсивно и широко развивается и закрепляется. Одним из основных показателей, доказывающих решающую роль и значение раздела «мае» является то, что этот раздел находит свое продолжение в разделах «Хасар» и «Мансурийе», приобретает еще более драматический, борцовский характер. Это связано еще и с тем, что «Маейи - Чахаргях» обладает «обеспокоенными» интонациями, очень подходящими для активного, интенсивного развития. 

«Баяты-Шираз»
По силе воздействия на слушателя «Баяты-Шираз» нисколько не отстает от других популярных мугамов. У него есть разделы и отделы «Маейи-Баяты-Шираз», «Нишиби-Фераз», «Баяты-Исфаган», «Хаверан», «Хюззал». Одним из самых больших и всеохватывающих разделов мугама «Баяты-Шираз» являются «Маейи-Баяты-Шираз» и «Баяты-Исфаган».

«Хумаюн»
Мугам «Хумаюн» широко распространен также в музыке народов Ближнего Востока. Основные части Мугама «Хумаюн» это разделы Маейи Хумаюн», «Шюштер» и «Теркиб». В инструментальном варианте разделу «Маейи - Хумаюн» уделяется больше внимания, все отличительные особенности  доносятся до внимания слушателя. 

«Аразбары»  
Один из Зарби мугамов. Поэтический текст состоит из народных баяты. В конце каждой строфы повторяются слова «ай залым» («О злодей!»). Аразбары, как и ашугские мелодии входит в творческое наследие мастеров ашугов.

«Баяты - Эджем» - раздел мугама. Второй основной раздел входящий в состав малообъемного мугама «Баяты - Кюрд» (эджем - называли людей нерабского происхождения, означает «баяты эджема»).

«Баяты - Исфахан» - раздел мугама. Один из основных разделов мугамного дестгяха «Баяты - Шираз».

«Баяты - Кюрд» - мугам малого объема. Входит в состав семейства мугамов «Шур». Состав из трех разделов: а) «Баяты-кюрд», б) «Баяты-эджем», в) «Баяты-Кюрде аяг».

«Баяты - Гаджар» – мугамный дестгях. Состоит из разделов «Бердашт», «Майа», «Хусейни», «Шикяста», «Зил Баяты-Гаджар», «Земин-харэ», «Дюгях», «Мавереннехр», «Шах Хетаи», «Рухуль-эрвах».

«Баяты - Радже» – один из отделов мугама «Эфшари», входящего в мугамное семейство «Шур».

«Баяты - Тюрк» – раздел мугама. Находясь в состав мугама «Шур», создает переход в мугам «Раст». 

«Бехтияри» – один из первых отедлов в дестгяхе «Хумаюн».

«Бердашт» – раздел мугама вступительного характера, начальный раздел дестгяха. Исполняется до раздела «Майе». Несет в себе функцию подготовки к следующему разделу. Каждый мугамный дестгях обязательно начинается с «Бердашта».

«Бесте - Нигяр» - раздел мугама. Один из основных разделов дестгяха «Чахаргях».

«Бидад» (в буквальном смысле – жалоба на несправедливость) –  Раздел исполняемый в спокойном и очень печальном настроении на пятой степени дестгяха «Хумаюн».

«Джамадаран» – раздел в восточной музыке, исполняемый до раздела «Бахтияри» дестгяха «Хумаюн». Один из первых разделов мугама в дестгяхе «Баяты-Исфахан». 

«Джидаи» – раздел мугама. Второй (зил – высокий) раздел малообъемного мугама «Дешти», из семейства мугама «Шур». Несет волнующее настроение. 

«Дэшти» (арабский: дешт - пустырь, пустыня) – малообъемный мугам. Входит в состав мугамного семейства «Шур».

«Дилькяш» – раздел мугама. Второй раздел малообъемного мугама «Шахназ». Исполняется между «Шахназ» и «Шедд-шахназ».

«Дюгях» – мугам. Один из мугамов в составе семейства мугамов «Раст». Исполняется в мугамной тональности ми-бемоль мугама Раст. Основные разделы «Бердашт», «Маейи-дюгях», «Гюшейи-Баяты-Гаджар», «Рухуль-Эрвах», «Мавереннехр», «Гусейни», «Шикястеи фарс» «Дильруба», «Эраг», «Зенги-Шютур», «Рак» и «Дюгях».

«Эбу - Эта» – один из малообъемных мугамов семейства мугама «Шур». В составе имеются разделы «Хиджаз», «Джахар-баг», «Сеййахи», «Селми» (Селмек).

«Эбульчап» – раздел мугама. Небольшой раздел исполняемый после «Баяты-Исфахана» в мугаме «Баяты-Шираз».

«Эмири» – раздел мугама. Исполняется в начале мугамов «Шюштер» и «Рахаб».

«Гаджи Юни» – раздел мугама. На основании информации А. Бадалбейли, в азербайджанской музыке XIX века в дестгяхе «Ревахи» этот раздел исполняется между «Баяты-Шираз» и «Саренджем», в дестгяхе «Нэва» он исполнялся между разделами «Шахназ» и «Баяты-кюрд».

«Хазин» – раздел мугама. Используется в дастгяхах «Шур», «Чахаргях», «Нэва».

«Гусейни» (по арабски означает «красавица») – Раздел мугама в современной исполнительской мугамной практике. В восточной классической музыке средних веков это один из 12 основных мугамов. В мугамных дестгяхах «Раст» и «Махур Хинди» он исполняется между разделами «Ушшаг» и «Вилаети».

«Харезми» – один из отделов мугама.

«Харидж сегях» – один из дестгяхов, вошедших в семейство мугамов. «Сегях». Является одним из вариантов мугама «Сегях». Строится на мугаме «Майе» «Си», на кварту ниже «Среднего мугама».

«Хаверан» – отдел мугама. В дестгяхе «Раст» исполняется между разделами «Ходжасте» и «Эраг». В дестгяхе «Баяты-Шираз» исполняется между отделами «Баяты-Исфаган» и «Уззал».

«Керешме» (с фарси: подмигнуть, кокетничать) – отдел, исполняемый как вступление дестгяхов «Махур» и «Чахаргях».

«Кесме-Шикяста» – Азербайджанский зарби мугам. Иногда «Кесме Шикяста» называют и «Бакинскую Шикяста». Поэтический текст состоит из народных баяты. Занимает особое место в творчестве женщин ханенде исполняющих Зарби мугам.

«Кюрди» – отдел мугама. Был назван «Кюрди», т.к. его и «Баяты - Кюрд» связывает общий настрой. 

«Кюрд - Овшары» – Зарби мугам в настрое дестгяха «Шур». В известном одноименном симфоническом мугаме, сочиненным Фикретом Амировым наряду с зарби мугамом «Овшары» широко использован и зарби мугам «Маани» (Османи).

«Кюрд - Шахназ» – мугам в настрое дестгяха «Шур».

«Гафгаз Хумаюну» – один из вариантов мугама «Хумаюн», существующий в музыкальной практике Азербайджана в начале ХХ века.

«Гарабаг Шикястаси» (Карабахская Шикяста) – зарби мугам, бытующий в Азербайджанской музыке устных традиций. Основывается на мугаме «Сегях». Размер – 2/4 (на две четверти). Поэтические тексты состоят из народных баяты. 

«Гатар» – малообъемный мугам. Входит в семейство мугама «Раст». Состоит из 3 отделов – «Зил Гатар», «Маейи Гатар», «Зил Гатар». Исполняется в мугамной тональности Раст До майе (До - это опорный звук лада Раст).

«Гямвнгиз» – один из отделов мугама имеющихся в составе «Дешти». 

«Гераи» – отдел мугама проходящий после «Эраг» и «Пенджгях» в мугамном дестгяхе «Раст».

«Герре» - отдел мугама в древней Восточной музыке.

«Маани» – зарби мугам, относящийся к семейству мугама «Шур». В практике мугамного исполнения этот зарби мугам иногда называется «Османлы». Этот мугам исполняется на тексты народных стихов «Маани». Здесь отражаются чувства и волнения героя, обращения к возлюбленной. Музыкальный текст в ритме марша носит сдержанный характер.  

«Махур-Хинди» – мугамный дестгях. Входит в семейство мугама «Раст». Строясь на кварту выше дестгяха «Раст» является его вариантом. Состав: «Бердашт», «Маейи-Махур», «Ушшаг», «Гусейни», «Вилайети», «Шикястеи-фарс», «Эраг», «Гяраи».

«Мененде-Хасар» – отдел мугама, исполняемый после раздела «Бердашт» в мугаме «Забул Сегях».

«Манэндэ-Мюхалиф» – Отдел мугама. Находится между «Муйе» и «Сегях» мугама «Забул сегях».

«Мансуриййе» – 1. Отдел мугама исполняемый в самой высокой тональности (на «Зил»е) после раздела «Мухалиф» в «Чахаргяхе». 2. Зарби мугам в настрое «Чахаргяха».

«Месихи» – отдел мугама. В мугаме «Рахаб» исполняется после 

«Мухалифа», а в дестгяхе «Раст» – после «Вилаяти».

«Мирза Гусейн Сегяхы» – дестгях вошедший в состав семейства мугама «Сегях». Назван именем Азербайджанского ханенде XVIII века Мирзы Гусейна, который впервые исполнил этот мугам.

«Муйе» – отдел мугама. Используется в различных мугамных дестгяхах.

«Мюхалиф» – отдел мугама. Исполняется в мугаме «Чахаргях».

«Мюбарриге» – отдел мугама. Основывается на мугам «Сегях».

«Мехаййер» – отрывок исполняемый после отдела «Эраг» в дестгяхе «Махур».

«Мюхалиф» – отдел мугама между «Хасар» и «Мяглуб» в дестгяхе «Чахаргях»,. 

«Нахавенд» – отдел мугама исполняемый после «Гушейи-медаин» в дестгяхе «Сегях»в Восточной музыке.

«Нехиб» – 1. Вокально-инструментальный эпизод, исполняемый между отделами «Гусейни» и «Эраг» в дестгяхе «Шур». 2. Вокально-инструментальный эпизод между отделами «Мюберриге» и «Мюхаййар» в дестгяхе «Раст».

«Рахаб» – малообъемный мугам. Обладает древней историей. Входит в семейство мугама «Шур». Отделы, входящие в его состав: «Амири», «Шикястеи-фарс», «Эраг», «Гяраи», «Месихи», «Рахаба-аяг».

«Сагинаме» – раздел мугама. Название связано с образцом Восточной поэзии, означает «песня любви». Является инструментальным музыкальным видом, обладающим живым, веселым характером, исполняемым в составе дестгяха. Встречается во время исполнения мугамов «Шур», «Хумаюн», «Махир».

«Саряндж» (сарянг) – 1. Отдел мугама, расположенный между «Хиджаз» и «Нишиби-фераз» дестгяха «Шур». Основой своего лада близок к сегяху. Привносит яркость мугамной композиции, осуществляя переход к ладу сегях в составе мугама «Шур». 2. Узеир Гаджибеков ставил саряндж в ряд дополнительных ладов.

«Сегях-Забул» – один из вариантов мугама, входящих в семейство мугама «Сегях».

«Селмек» – раздел мугама. Звучит перед отделом «Шур-Шахназ» дестгяха «Шур» и является переходным. Исполняется между отделами «Дешти» и «Муйе». Один из шести тонов музыки Востока средних веков.

«Сямаи-Шамс» – Зарби мугам. Основывается на лад «Шур».

«Сузи-Гюдаз» – последний отдел дестгяхов «Махур» и «Рахаб».

«Шахназ» – 1. Малообъемный мугам. В исполнительской практике ХIХ века расположен в составе отдела мугама, а также как независимый мугамный дестгях. Состоит из 3-х отделов: «Шахназ», «Дилькяш», «Зил Шахназ» (Шедди - шахназ).  2. Один из шести тонов музыки народов Востока средних веков.

«Шах Хатаи» – 1. Отдел дестгяха «Шахназ» в музыке Азербайджана XIX века. 2. Традиционный тон ашугов.

«Шедди-Шахназ» – отдел мугама. «Шедд» – часть мелодии, исполняемой громко и на высоких нотах. Означает «Высокий тон Шахназ».

«Шехди-Шахназ» - отдел мугама. Означает «Мёд Шахназа».

«Шикястеи-фарс» - отдел мугама. Основан на ладе Сегях. Используется во многих мугамах – «Раст», «Махур-Хинди», «Баяты-Гаджар», «Орта Махур», «Шур», «Сегях», «Сегях Мирзы Гусейна», «Забул-сегях», «Дешти», «Баяты-Шираз» и др.

«Шур-Шахназ» – отдел мугама. Входит в мугамный дестгях «Шур». В составе дестгяха «Шур» исполняется после отдела «Маейи-шур» и образует новый этап развития. Опорная ступень «Шур-Шахназа» расположена на 4 ступени (кварта) выше (до шур) майе.  

«Теребенгиз» – отдел мугама, расположенный между «Хаверан» и «Нишанпюрек» дестгяха «Махур».

«Теркиб» – отдел мугама. Один из основных отделов мугама «Шюштер». Отдел расположенный между «Шюштер» и «Уззал» мугама «Хумаюн».

«Ушшаг» - исполняется после отдела «Майе» (между «Майе» и «Хусейни») в дестгяхах «Раст», «Махур-Хинди», «Орта-Махур». 

«Уззал» – отдел мугама. Исполняется в конце мугама на высоких нотах после отдела «Хаверан» дестгяха «Баяты - Шираз».

«Вилаяти» – отдел мугама. Один из основных отделов, исполняемых в дестгяхах «Раст» и «Махур-Хинди».

«Етим Сегях» – был мугамом в профессиональной музыке устных традиций Азербайджана. Один из вариантов мугама «Сегях». Как правило, так называется исполняемый мугам, навевающий слушателю печальное настроение. 

«Яди Хасар» – отдел мугама. Расположен между отделами «Эраг» и «Ашири гуш» дестгяха «Забул Сегях».

«Забул Сегях» – мугам. Является одним из крупнейших мугамных дестгяхов в музыкальном наследии устных традиций Азербайджана. Входит в семейство мугама «Сегях». Является одним из вариантов мугама «Сегях». Состоит из отделов: «Маейи-Забул», «Муйе», «Маненди-мюхалиф», «Сегях», «Махлуг», «Шикястеи-фарс», «Мюбаригге», «Эраг», «Яди-хасар», «Ашиги гуш». 

«Зямин хара» – 1. В XIX веке располагался между «Мансурийе» и «Рак хисар» дестгяха «Раст», а также между «Баяты - Гаджар» и «Мавереннерх» дестгяха «Рахаб». Отдел, расположенный между «Мансуриййе» и «Мавереннехр» дестгяха «Чаргях». 2. В современном периоде отдел, исполняемый после «Сямаи-шемс» мугама «Шур».

«Зенги-Шутюр» – отдел мугама. Входит в состав ряда мугамов, является отделом расположенным между «Эраг» и «Рак» в конце дестгяхов «Раст», «Дюгях», «Махур-Хинди». В дестгяхах «Чаргях» и «Нева» исполняется между «Аширан» и «Кяркюки».

«Зирафкянд» – 1. Один из 12 мугамов образующих основу классической музыки народов Востока в средние века. 2. Является отделом мугама современного периода. Отдел, расположенный между «Фили» и «Абул» дестгяха «Махур».
 В прошлом этих ладов насчитывали много, а в данный момент наиболее известно семь основных ладов.
        Каждый из них имеет особое название: "Раст", "Шур", "Сегях", "Чаргях", "Баяти-шираз", "Хумаюн" и "Шуштер". Все лады строятся из пяти различных по структуре тетрахордов, соединяемых определ. способом.
        При слитном соединении, когда верхний звук данного тетрахорда совпадает с нижним звуком расположенного выше, образуются т.н. квартовые лады.
        При раздельном, или смежном, соединении, когда более высокий тетрахорд начинается со ступени, следующей за последней ступенью данного, образуются т.н. квинтовые лады.
        При соединении посредством промежуточного тона или полутора тонов, когда тетрахорды разделены малой или большой терцией, заполненной промежуточной ступенью, образуются соответственно малосекстовые и большесекстовые лады. Соединение пяти тетрахордов четырьмя способами даёт 20 звукорядов, однако значение ладов в азерб. музыке из них приобрели только те, звукоряды которых составляют консеквентный порядок чистых кварт, чистых квинт, больших или малых секст.
 Звукоряды основных ладов.
        Слитным соединением образуются лады "Раст" (тетрахорды структуры 1-1-1/2 тонов), "Шур" (1-1/2-1 тонов), "Сетях" (1/2-1-1 тонов), "Чаргях" (1/2-11/2-1/2 тонов), раздельным, или смежным, - лад "Шуштер" (1/2-1-1 тонов), соединением через промежуточный тон - лады "Баяти-шираз" (1-1-1/2, тонов) и "Хумаюн" (1/2-11/2-1/2 тонов). Каждый из ладов имеет тонику (майе); как правило, в квартовых ладах тоникой является IV ступень звукоряда.
        Помимо основных ладов, находят применение и побочные - "Сарандж", "Шахназ", "Баяти кюрд", "Хиджаз" и др. Они образуются при помощи соединения неодинаковых по структуре звукорядов.
        Различные ступени лада, обычно находящиеся в квартово-квинтовом отношении к основной тонике (в ладах "Раст", "Шур", "Сегях" и др.), могут приобретать значение "местных" устоев; устои опеваются соседними звуками, в результате чего образуются отделы лада, т.н. шёба. Переход от одного шёбэ к другому воспринимается как мелодичное отклонение в пределах лада.
        Каждый лад связывают с определенным кругом настроений, состояний. Как отмечал Узейир Гаджибеков: "По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур - веселого лирического настроения, сегях - чувство любви, шюштер - чувство глубокой печали, чаргях - чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз - чувство грусти, хумаюн - глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали". Самыми распространёнными в народной музыке ладами являются "Сегях" и "Шур".
        Мугам как циклическое произведение имеет единую ладовую основу и получает своё название по ладу, в котором он выдержан. Для создания мугама используются как основные, так и производные лады. Установлен ряд правил, которые должны соблюдаться при импровизации раздела мугама в том или ином ладу. Если ладам "Раст", "Шур", "Сегях" свойственны определенные хроматизмы, ступени других ладов, как правило, не подвергаются хроматическим повышениям или понижениям; исключения делаются только для звуков, украшающих основные. Строго регламентированы скачки, которые допускаются с некоторых ступеней лада, каденции. В связи с этим каждый из ладов может быть представлен как сумма определённых мелодичных попевок. Широко применяется перенесение данного тетрахорда на октаву вверх или вниз; оно позволяет расширять диапазон развёртывания мелодии. Так образуются новые разделы лада - "Ирак" в ладе "Раст", "Симаи-шемс" в ладе "Шур", "Мансурийе" в ладе "Чаргях".
  Мугам исполняются как полностью (Дестгях), так и по частям певцом-солистом с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений (на таре, кеманче и др.). Поэтически текстами мугама служат лирические стихи (газели) классиков азербайджанской поэзии Низами, Физули, Несими, Вагифа, Сабира и др., а также современных поэтов - С. Вургуна, С. Рустама, М. Мушфика. Популярностью пользуются мугам "Раст", "Шур", "Сегях", "Шуштер", "Чаргях", "Баяти-шираз", "Махур", "Шахназ", "Гатар" и др. Мугам по форме сближается с сюитой или рапсодией. Части (разделы) мугама следуют друг за другом в определенном порядке, отвечающем единому творческому замыслу, закономерностям ладового развития. Обычно исполнитель при переходе от одного раздела к другому начинает его в более высоком регистре, постепенно достигая кульминации, а затем кратким путём возвращается к тонике лада, завершая произведение. В мугаме чередуются импровизационные разделы и контрастные по характеру, выдержанные в чётком ритмическом движении вокальные (тесниф) и инструментально-танцевальные (рянг) номера. В связи с этим общая структура мугама напоминает своеобразное рондо. Теснифы и рянги сообщают мугаму разнообразие. В качестве названий мугама используются образные определения ("Раст" - прямой, правильный, справедливый, "Шур" - любовь, вдохновение), порядковые числительные ("Дугях", от "ду" - два, "Сегях", от "се" - три, "Чаргях", от "чахар" - четыре и "ях" - время, место, период), названия городов и стран ("Баяти-шираз", "Баяти-исфаген", "Ирак", "Хиджаз" и др.). Каждый мугам исполняется в соответствующем ладе, имеющем то же название. Особую разновидность составляют так называемые "ритмические мугамы", которые также исполняются в определённых ладах, не отвечающих их собственным названиям, например мугам "Аразбары" - в ладе "Шур", "Хейраты" - в ладе "Раст", несколько вариантов "Шикэсте" - в ладе "Сегях". В ритмическом мугаме инструментальная группа исполняет краткую остинатную ритмо-интонационную фигуру, на фоне которой певец импровизирует.
Исполнители прошлого
Наиболее знаменитыми исполнителями мугамов в Азербайджане были: Сеид и Хан Шушинские, Бюльбюль, Джаббар Каръягдыоглы, Гусейнкули Сарабский, Зульфи Адигёзалов, Алескер Абдуллаев, Мирза Саттар, Миртаги Мирбабаев, Меджид Бейбутов, Гаджи Гуси, Мешади Иси, Абульгасан-хан Азер Игбал, Мирза Мухтар Мамедзаде, Бюльбюльджан, Агасаид Агабалаоглы, Кечачиоглы Магомед, Ислам Абдуллаев, Мешади Мамед Фарзалиев и др.
Из инструменталистов прошлого следует отметить: таристы Мешади Джамиль Амиров, Ширин Ахундов, Мирза Садыг Асад оглы, Мирза Фарадж Рзаев, Мешади Зейнал Хагвердиев, Гурбан Пиримов, братья Бакихановы, Мирза Мансур Мансуров, Паша Алиев, Фируз Ализаде, кеманчисты Гылман Салахов и Исмаил Талышинский, гармонисты Кямрабейим, Ахад Алиев, Абуталыб Юсифов, Кербалайи Лятиф, Теййуб Дамиров, зурначи Али Керимов и др.

Исполнители советского периода
К исполнителям советского периода относят ханенде Шовкет Алекперова, Агигат Рзаева, Рубаба Мурадова, Тофа Алиева, Гаджибаба Гусейнов, Явер Калантарли, Абульфат Алиев, Гулу Аскеров, Нариман Алиев, Захра Рагимова, Джахан Талышинская, Фатма Мехралиева, Ягуб Мамедов, Нахмет Мехтиев и др.
Таристы Ахсан Дадашев, Бахрам Мансуров, АлиАга Кулиев, Баба Салахов, Кямиль Ахмедов, Гаджи Мамедов, Хабиб Байрамов, Мамедага Мурадов, Амирулла Мамедбейли, Хосров Меликов, Адиль Герай, Энвер Мансуров, Агаселим Абдуллаев, каманчисты Эльман Бадалов, Адалят Везиров, Гылман Салахов, Талят Бакиханов, гармонисты Ахад Фарзали оглы, Мешади Али, Лятиф Алиев, Абуталыб Юсифов, Тейюб Дамиров, Закир Мирзоев, исполнители на народных духовых инструментах Надир Ахундов, Агасаф Сеидов, Фируз и Магерам Зейналовы, гавалист Азизага Наджефзаде.

Современные исполнители
Ислам Рзаев, Ариф Бабаев, Баба Махмудоглы (Мирзоев), Мелекханум Эюбова, Забит Набизаде, Захид Гулиев, Алибаба Мамедов, Джанали Акперов, Агахан Абдуллаев, Алим Гасымов, Фергана Мовламова, Мансум Ибрагимов, Сакина Исмаилова, Гандаб Гулиева, Нурия Гусейнова и др.
Таристы Агасалим Абдуллаев, Замиг Алиев,Вамиг Мамедалиев, Мохлат Муслимов, Фируз Алиев, Сарвар Ибрагимов, Гадир Рустамов, Малик Мансуров, каманчисты Хабил Алиев, Мирназим Асадуллаев, Шафига Эйвазова, Фахраддин Дадашев, Ельшан Мансуров, Мунис Шарифов, гавалист Махмуд Салах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий